Стамбульский магазин и цех по обжарке и упаковке кофе Kurukahveci Mehmet Efendi заблудившимся на Египетском рынке тринадцатимиллионного города туристам советуют искать по запаху. Чем сильнее запах кофе, тем ближе «Мехмет Эфенди». И это в турецком городе, где на каждом углу торгуют кофейными напитками и аромат кофе, который является частицей культуры и истории страны, просто разлит в воздухе. Ещё одна примета — длинная очередь. В Стамбуле очереди даже в 5-6 человек встречаются нечасто, а в этой стоят десятки людей.
Построенный в конце ХІХ века магазин давно стал международной компанией, продающей кофе своей торговой марки в 50 странах мира, но остался таким же неприметным с виду, хотя именно с него началась традиция обжаривать и молоть кофе на глазах покупателя перед продажей, что сегодня кажется совершенно обычным сервисом.
Историческая справка
Мехмет, в 1871 году унаследовавший от своего отца Хасана Эфенди магазинчик на людной улице Tahmis Sok, был молод и амбициозен. Но и в его далекоидущих планах не было предусмотрено покорение международного рынка. Мехмет хотел стать лучшим в Стамбуле и стал им. Для этого не понадобился роскошный интерьер, связи в высших кругах или иностранные инвестиции.
Просто Эфенди однажды утром, заваривая кофе, подумал: «А ведь удобно было бы сэкономить утреннее время и сократить процедуру приготовления бодрящего напитка…». До этого момента магазины кофе продавали зелёным, обжарка зёрен и помол были уделом покупателей. С сообразительного Мехмета Эфенди, решившего сделать ставку на присущую в той ли иной степени каждому человеку лень, всё и началось.
Эфенди обдумывал свою идею месяц, потом купил на рынке 3 большие жаровни и 2 массивные кофемолки, и нанял себе двух помощников. Утро в магазине начиналось с разведения огня и обжарки небольшой партии зёрен. Запах свежеобжареного кофе окутывал улицу, привлекая покупателей. Узнав, что у Эфенди можно купить не только зелёный кофе — его обжаривали и могли смолоть по желанию покупателя, кофеманы выстраивались в очередь и предавали адрес магазина друг другу.
Турки в отношении к кофе всегда были гурманами, поэтому не покупали много, чтобы не утратить эффект свежей обжарки и помола. Брали несколько порций, а через 2-3 дня приходили ещё, вот образовывалась очередь. В то время как другие торговцы нанимали зазывал для активизации торговли и привлечения покупателей, Mehmet Efendi просто жарил кофейные зёрна.
На мировом рынке торговая марка Kurukahveci Mehmet Efendi (Kurukahveci — это фамилия, тогда как эфенди — просто вежливое обращение к мужчине) появилась в 30-х годах ХХ века. К тому времени компанией руководили трое сыновей Мехмета, которые решили вывести семейный бизнес на международный уровень. Первые договора о поставке заключили с тремя магазинами Германии, потом с Британией.
С началом Второй мировой войны и введением эмбарго на ввоз кофе в любом виде торговля замедлилась, хотя Турция и занимала позицию нейтралитета. На чёрном рынке зелёные бобы можно было купить, пусть и в меньших количествах, чем это было до войны, поэтому семейное дело Kurukahveci продолжало развиваться.
Сегодня в собственности компании магазин с небольшим цехом обжарки и фабрика, которая производит кофе на экспорт и для продажи в турецких торговых сетях. Бизнес продолжает оставаться семейным, руководит компанией уже четвёртое поколение Kurukahveci, а кофе поставляют на все континенты, кроме Африки.
Интересные факты
Компания закупает кофе в Азии, Африке и Америке. Каждый сорт обжаривают отдельно, затем технологи-купажисты вместе с дегустаторами составляют бленды, смешивая до семи разных сортов. На фабрике, в отличие от магазина, где всё делают по старинке, установлено новейшее оборудование и процесс обработки и расфасовки бобов автоматизирован на 90%.
Технологии обжарки и помола, которые используют сегодня кофейные предприятия в Европе, Азии и Америке, заимствованы из Турции, хотя кофе тут не растёт.
Кофе в Старый Свет попал из Турции: во время осады Вены османскими войсками солдаты меняли поставляемый для них из Йемена кофе на другие продукты. Блокада длилась несколько месяцев, за это время австрийцы научились кофе жарить, молоть и заваривать.
В 2015 году бренд Mehmet Efendi видоизменился: итальянский дизайнер Эмре Телли предложил своё виденье оформления бренда руководству компании. Его идеи понравились и визуальный образ турецкого кофе изменился, стал более современным.
Под влиянием младшего поколения Kurukahveci в 2016 году создан растворимый «Мехмет Эфенди» — Black Gold. До сих пор в ассортименте марки был только молотый кофе или в зёрнах. «Чёрное золото» — продукт премиум-класса, в 2017 году его стали поставлять в Германию, как скоро он появится на рынке России и стран СНГ пока не известно.
Виды кофе Mehmet Efendi
Торговая марка представлена на рынке несколькими линиями кофе — молотого и в зёрнах. Фасуется продукт в жестяные банки и фольгированные пакеты, в течение месяца сохраняющие аромат свежеобжаренного кофе.
Turkish. Купаж из сортов колумбийской арабики тёмной обжарки. Ультратонкий, «пудровый» помол, идеален для приготовления в джезве. У густого и даже немного тягучего напитка гармоничный терпкий аромат с нотами пшеничных гренок, пряностей и жжёного сахара. В многогранном вкусе преобладают дымно-карамельные тона, послевкусие ореховое с горчинкой.
Filter Coffee. Линия представлены сортами арабики из стран-поставщиков, с которыми у компании заключены договора. У каждого сорта свои тонкости аромата и вкуса, сформированные под влиянием климата и традиций выращивания. Это не совсем традиционный Mehmet Efendi, линейка создана по образцам мировых стандартов и рекомендована для приготовления напитков в кофе-машинах, а не в традиционной джезве. Colombia — с интенсивным вкусом, богатым оттенками тропических фруктов, миндаля и шоколада с тонким фруктово-шоколадным ароматом и мягким ореховым послевкусием с лёгкой горчинкой. Ethiopia — с ярким цветочно-цитрусовым ароматом, бархатистым вкусом с тонами экзотических фруктов, миндальным послевкусием с кислинкой. Asia — с насыщенным сладковатым вкусом, в котором слышны оттенки пшеничных гренок, какао-бобов и карамели, с шоколадно-ореховым ароматом и ванильным послевкусием с кислинкой. Guatemala — с бархатистым шоколадно-фруктовым вкусом, лёгким цветочно-фруктовым ароматом и карамельным послевкусием с кислинкой.
Press Pot. Купаж из колумбийской арабики тёмной обжарки рекомендован для приготовления в кофе-машине. У напитка гармоничный и тонкий дымно-кофейный аромат, во вкусе слышны оттенки шоколада и карамели, ореховое и слегка дымное послевкусие с горчинкой.
Espresso. Микс из семи сортов колумбийской, коста-риканской и гватемальской арабики интенсивной обжарки. Многогранный вкус с оттенками шоколада, пшеничных гренок и цитрусов, в аромате слышны фруктово-цветочные ноты. Мягкое миндально-шоколадное послевкусие. Рекомендован для приготовления эспрессо в кофе-машине, можно использовать как основу для капучино.